"Качественно"Для того, чтобы понять, насколько качественно виноделие в той или иной стране, я изучал так называемую Великую Винную Революцию качества, произошедшую в странах Нового Света. Каждая из них, некогда отсталая в области виноделия, совершила чуть ли не космический скачок, за короткое время подняв уровень до стран Старого Света (Европы), а иногда и выше. Как им это удалось? У каждой страны был свой секрет и свои конкурентные преимущества, которые позволили им ворваться в современный винный мир и потеснить именитых конкурентов из Франции, Италии и Испании. Для потребителя же важно было понять, поверить и попробовать вина из малоизвестных тогда регионов. А еще лучше — познакомиться с отдельными винодельнями, с тем, как обеспечивается наивысшее качество вина, особенно в бутиковых хозяйствах.
Об уровне качества говорит маркировка системы апелласьонов в Европе. Апелласьон - это закрепленная в законе территория, с размещёнными на ней историческими сортами винограда и технологией производства. Чем меньше территория апелласьона, тем более качественное вино на его территории производится. Например, коммуна Марго в производственной зоне Верхний Медок, субрегиона Медок, региона Бордо. Если на бутылке написано "Марго", то для него отбирается лучший виноград только внутри коммуны. Всё, что осталось, идёт в Верхний Медок, далее в Медок, далее в Бордо из разных субрегионов. И, наконец, не использованный на уровне Бордо виноматериал может разливаться в бутылки с указанием "сделано во Франции". Каждый из малых и средних регионов, коммун, производственных зон, обозначается во Франции категориями "AOP" или "AOC", в Италии — "DOC" (или в более высокой версии "DOCG"), в Испании — "DO", вина крупных регионов обозначаются во Франции "Vin de pays", в Италии — "IGT", в Испании — "Vino de la ferra". Самые простые столовые вина обозначаются "Vin de table", "Vino di tavola", "Vino de messe" соответственно.
Вина Нового Света классифицируются похожим образом. Хотя там система апелласьонов не распространена, каждая значимая винодельня имеет несколько линеек — самая высокая делается из лучшего винограда, собранного с лучшего участка, потом средняя, и т.д. Для самой низкой, базовой, используется то, что осталось.
Важно понимать, насколько вообще развито виноделие в этой стране, насколько качественное вино производят в определенном регионе, на определённой винодельне, и какая по уровню линейка вина рассматривается.
Здесь нужно ввести понятие "топовая винодельня" — та, которая добилась результатов выше, чем ее соседи:
- попала в рейтинги мировых винных критиков: Роберт Паркер/Wine Advocate, Джеймс Саклинг, Дженсис Робинсон, Decanter, Wine Spectator, Wine Enthusiast, и др. (два последних издания ежегодно публикуют списки 100 лучших вин мира, попасть в которые весьма престижно).
- завоевывала медали на международных винных конкурсах, крупнейшие из которых — Decanter World Wine Awards (DWWA), International Wine Challenge (IWC), Mundus Vini, AWC Vienna, International Wine & Spirit Competition (IWSC)
с недавних пор учитывается также "народный рейтинг" приложения VIVINO, крупнейшего в мире вина по количеству пользователей (более 50 млн.), и статистика с таким количеством делает свое дело.
"Недорого"Для каждого потребителя уровень цены на вино, который он определяет как "недорого", разный. При этом есть предельный уровень — ниже него всё еще недорого, а выше — уже слишком. В соответствии с логикой "малых апелласьонов" и "высоких линеек", более качественные вина должны быть более дорогими. А если нужно недорого, следует искать вино в более крупных регионах или более низких (а значит, менее качественных) линейках. Здесь всё верно, это общее правило. Но есть исключения.
Первое состоит в том, что вина менее известных широкой публике стран, регионов и виноделен, магазины, рестораны и бары продают с меньшей наценкой, чем их более раскрученных соседей. При этом они могут быть не менее вкусными и такими же качественными. Так Чили, Аргентина, ЮАР или Австралия менее известны нашей аудитории, чем Франция, Италия или Испания. То же самое касается регионов внутри этих стран — есть брендовые, широко известные, а есть новые, пока недооцененные.
Второе исключение связано с топовыми винодельнями. Так как у каждой топовой винодельни (по крайней мере, в странах Нового Света) чаще всего есть несколько линеек вина и массовой становится самая низкая, можно выбрать любую, начиная со 2-й. Вино из неё будет всё ещё недорогим, но уже на порядок более качественным и вкусным.
Итак, что мы получаем в итоге поиска "золотой середины"?
Чтобы любое вино было вкусным и ароматным, надо знать правила обращения с ним, желательно сорта винограда и вкусоароматику каждого сорта. Это работает с любыми винами, кроме самых массовых и недорогих.
Чтобы выбрать качественное вино, нужно понять и желательно попробовать, лично убедиться, произошла ли революция качества в этой стране, на конкретной винодельне. Лучшие винодельни стоит знать "в лицо", то есть их названия.
И, наконец, лучше постигать мир вина начиная с пограничных экземпляров — уже вкусных и качественных, но все еще недорогих. Понятно, что более дорогие вина будут более интересными. Но переместиться в дорогой сегмент вы всегда успеете. Настоящую революцию в сознании массового потребителя способны произвести именно недорогие, но вкусные и качественные вина. Чтобы как можно больше потребителей могло себе их позволить, чтобы они приносили наслаждение вкусом и ароматом, и не вызывали сомнения в своём качестве. Только тогда наша невинная страна сможет стать винной.
А вы говорите — невозможно!".
Узнать больше о вине и познакомиться с автором книги “Винология. Записки профессионального гурмана о лучшем из напитков и культуре его потребления”, Владимиром Щёкиным, можно на выставке
Виноиндустрия 2024.
Источник